Рокарии довольно часто, но на мой взгляд, не очень удачно называют «каменистыми цветниками», или «каменистыми садами», но своей сути — это художественные пейзажные композиции из камней и растений, или, другими словами — «свободное сочинение» на тему «растения и камни».
Но в каждом саду должна быть своя «тихая заводь», и рокарий — уголок «каменного спокойствия», как нельзя лучше подходит для этой роли. И поэтому в XX веке при создании рокариев ландшафтные дизайнеры стали руководствоваться восемью принципами устройства классического японского сада.
Японский сад — принципиально асимметричен, а его структуру задают камни и их расстановка. Японцы считают, что каждого камня есть свое «лицо» и определенная роль в композиции: он может «лежать, размышляя спокойно», или — «прислоняться доверчиво», или — «убегать, зовя за собой». Группы камней расставляют асимметрично, и — слева направо, так обычно скользит взгляд по картине, или по книжной странице
В саду доминирует зеленый цвет — в японском саду господствуют вечнозеленые деревья и кустарники, летники практически отсутствуют. А из многолетников предпочтение отдается тем, чьи цветы и листья имеют изысканные формы, и не надолго создают в саду яркие цветовые акценты.
Растительные композиции создаются так, чтобы на доминирующем зеленом фоне происходила вслед за сменой сезонов, смена одних акцентов на другие: весенний праздник уступает место летнему отдыху и медитации, а затем осенний сад тепло прощается до будущей весны, — и зимой на первый план выступает то, что до сих пор было только фоном и — дарит надежду на новую встречу с весной.
В саду не должно быть прямых линий — многочисленные изгибы дорожки устраиваются так, чтобы пейзаж менялся за каждым поворотом, они удлиняют путь по саду и создают эффект большего, чем в реальности, пространства.
В саду должен чувствоваться ход Времени — японцы оставляли в своих садах то, что демонстрирует красоту естественного хода жизни: остовы уже отживших сухих деревьев, которые соседствуют с молодыми цветущими или плодоносящими, или рядом с молодой порослью — ветхие пни, которые зарастают мхом и папоротниками.
В саду нет ничего второстепенного. Создатель сада — это художник, который рисует пейзаж, в котором важна каждая деталь, даже отражение в зеркале воды или — рисунок тени, которую отбрасывают предметы. И в тоже время создатель сада — это поэт, сочиняющий поэму из звуков и ароматов, и включающий пенье птиц, журчание ручья или звук падающих с листьев дождевых капель — в общую картину сада.
В саду свободное пространство не менее, а более важно и ценно, чем заполненное предметами, поэтому садовая композиция не должна быть перегружена деталями. И в тоже время сад — это часть внешнего бесконечного мира. Поэтому японцы, создавая сад, учитывают дальние пейзажи, которые видны из него. Это создает ощущение бесконечности сада, а его реальные внешние границы отходят на второй план.
Дом, расположенный в саду это тоже элемент композиции. С одной стороны, создавая сад, его создатель должен учесть все точки сада, с которых видны строения, и с помощью растений создать рамку, которая выделит самое эффектное, место, чтобы во-первых, его можно было охватить взглядом, и во-вторых, чтобы он естественно вписался в окружающий пейзаж и «не вываливался» из общей картины.
Рекомендации по устройству рокария своими руками
А теперь применим эти принципы к рокарию — это и есть те рекомендации, о которых я говорила в самом начале. Итак:
- У каждого камня есть свое «лицо» и оно должно вам нравиться! — это главный руководящий принцип при подборе камней. Группы камней расставляют асимметрично, и так, чтобы «по ходу» — мимо, или со стационарной точки обозрения в поле зрения всегда попадало нечетное количество камней.
- В рокарии камни и растения дополняют и подчеркивают достоинства друг друга. Летники обычно не высаживают, выбор остальных растений зависит от площади рокария, и от величины и внешнего вида камней, и — от ваших предпочтений.
- Растительные композиции создаются так, чтобы рокарий был декоративен с весны до весны.
- Если рокарий устраивается так, что его можно (или нужно) обойти, то с каждой новой точки обозрения он должен выглядеть по-новому, иметь свою «изюминку».
- Если на камнях поселятся мох или лишайник — их не удаляют.
- Рокарий — это пейзаж, нарисованный не «размашистой кистью», а цветными карандашами, и в нем не должно быть ничего лишнего и ничего второстепенного — важен каждый штрих.
- Композиция недолжна быть перегружена деталями
- Если рокарий видно из дома, то придумывая композицию, это также следует учесть. Особое внимание надо уделить тому, как рокарий будет выглядеть из окна — зимой.
«Базовые» модели
Вот теперь, наконец, можно перейти к «базовым» моделям. Все рокарии условно делят на «ландшафтные» и «художественные».
«Ландшафтные» рокарии — это всегда занимающая очень много места, очень условная модель горного склона, «гладкого» или террасированного, горного ущелья или горной долины. Обычно их устраивают в общественных пейзажных парках или больших частных садах.
«Художественные» рокарии — это «фантазия на тему о…», и вместо точек каждый имеет право вставить что-то свое (у меня, например, это — «Утро на сосновой горке»).
Эти фантазии на тему «камни и растения» устраивают где угодно, и где удобно, их площадь зависит от реальных возможностей сада и от авторского замысла. И на этой площади вы можете устраивать все, что хотите, и как вам нравится, но с оглядкой на изложенные рекомендации. Рамок — нет. Но есть несколько проверенных временем удачных вариантов, которые можно взять за образец, или использовать как отправную точку для взлета своей фантазии: горка, миксбордер, «японский сад, как я это понимаю», приподнятая клумба, архитектурный рокарий, и — мини-рокарий.
Горка
Это современное толкование «альпийской идеи». Но если на альпийской горке всегда главную роль играют растения, то в рокарии они и камни должны дополнять друг друга. А для того, чтобы зимой горка не выглядела как свалка камней, на ней в обязательном порядке высаживают невысокие компактные хвойные, а в отношении других растений и их количества — все на вкус создателя.
Миксбордер-рокарий
Классический «миксбордер» — это «длинный» цветник, расположенный вдоль дорожки или вдоль забора и плотно засаженный многолетниками. Растения для него подбирают такие, что бы во-первых, их высота увеличивалась от переднего плана — к заднему, и во-вторых, что бы в своем цветении они сменяли друг друга таким образом, чтобы миксбордер был декоративен по всей своей длине, и — весь сезон.
А в миксбордере-рокарии главную декоративную роль выполняют камни, поэтому растений в нем намного меньше, и их подбор тесно связан с видом, размером и расстановкой камней.
«Японский сад, как я это понимаю»
Принято считать, что этот тип рокария всего лишь «эстетически» перекликается (а не следует модели) с традиционным японским садом. И если вы станете на эту точку зрения, у вас скорей всего ничего не выйдет. Мы — не японцы, и эстетика у нас все-таки разная.
Но если вы вспомните, что японский сад должен располагать к созерцанию и размышлению и не станете «имитировать Японию», а начнете создавать свою «тихую заводь», уголок «каменного спокойствия», руководствуясь восемью принципами устройства японского сада — у вас все должно получиться.
Архитектурный рокарий
Существуют два варианта «макси» и «мини». Вариант «макси» — это террасированный с помощью подпорных стенок склон, на вершине которого находится дом, к которому ведет каменная лестница. На этих террасах можно высадить и устроить все, что угодно — по вашему замыслу. В том числе — и рокарий.
Приподнятая клумба
Это еще одна классическая форма «мобильного» цветника, которую можно наполнить каким угодно содержанием. Мобильный он потому, что его можно устроить в любом угодном вам месте, наполнить землей и высадить, то, что нравится. Самый распространенный и популярныи народный вариант у нас автомобильная покрышка.
Для устройства рокария в приподнятой клумбе можно использовать камни, кирпич и бетонное кольцо. Единственное, но обязательное требование: «рамка» не должна перетягивать на себя внимание, и должна по цвету и фактуре гармонировать с содержимым клумбы.
На первый взгляд эта «модель» кажется барской заморочкой, но только на первый взгляд. Я живу в поселке, расположенном на крутых холмах, и в некоторых его уголках — это единственная возможность устроить «декорацию».
Вариант «мини»: терраса только одна, но она устраивается — у самого дома. И совсем не обязательно — у главного входа.
Мини-рокарий
Устраивается в мобильных контейнерах разных форм и размеров ). Эта «модель» удобна тем, что ее можно разместить где угодно — это во-первых. А во-вторых, время от времени в них можно изменять все, что вам перестало нравиться.
И напоследок еще «два слова»: если вы создаете рокарий «чтоб соседей удивить», он скорее всего у вас получится — сразу, но быстро вам надоест.
А если вы в душе художник и поэт, и чуть-чуть философ, попробуйте себя в этом «жанре», — вы не никогда об этом не пожалеете! И не отступайте, если не получится — сразу, не стесняйтесь брать за образец чужие работы.
Делается это примерно так: на фото — работа неизвестного мне автора (США, Буффало): плоский рокарий, или очень невысокая горка, на островке, на фоне замерзшего озера. (Правда американцы воткнули с краю «японский фонарь», и судя по всему, считают, что у них получилось что-то «садово-японское»).
А теперь представляем «это» у себя в саду или перед домом, и мысленно прорабатываем такой вариант: 1) фонарь, и бревно на заднем плане выкидываем; 2) высокое дерево — спиливаем; 3) камень перед фонарем, слева, — делаем плоским; 4) усеченную пирамиду, на среднем плане, слева, делаем круглым валуном и сдвигаем чуть-чуть вправо (а можно ее совсем убрать, но тогда бревно, пожалуй, придется оставить). Если точка, с которой вы сейчас смотрите на фото, — не единственная, тогда в реальной ситуации еще придется что-нибудь передвинуть, убрать, или добавить. И единственный критерий «правильности» — то, что получится, должно греть вам душу.
Наталия Лубенская
Рокарий действительно нужная часть любого сада, сад с рокарием преображается.
Попробую сделать по вашей статье в саду рокарий, спасибо за советы